Рокапопс, постыдный ублюдок Кали-Юги

17 Dec

Доронин

В своей диссертации «Рок-культура как современное воплощение традиции героев» (2011) кандидат философских наук Владимир Доронин, лидер легендарной тюменско-петербургской группы Система Безопасности, проводит чёткую дифференцию между рок-музыкой и так называемой «попсой»:

«С позиции романтистской программы, рок-культура воплощается в бунте. Цель бунта – преображение. Свобода практически всегда реализуется через бунт, а на более тонких планах, через поиск. (…) Рок-культура является традицией, в основе которой лежит стремление к абсолютным, вечным ценностям [данным вертикальным схождением духа, воспринятым гениально одарёнными людьми] и таким образом противостоит ценностям временным.

Противоположностью рок-культуре является то, что сиюминутно, популярно у подавляющего большинства («попса» – как жанр в современном искусстве, направленный на популяризацию, массовое признание и коммерческий успех), у которого нет направленности на ценности абсолютные [трансцендентальные] и вечные, которое не может сопротивляться своей временности. Рок-культура по своей природе иррациональна и направлена на обретение духовных, а не материальных ценностей. «Попса» же, напротив, не заботится о совершенствовании, тем самым десакрализует творчество стремлением к утилитарности, массовости, конвейеру, популярности и моде».

Дальнейший рассказ подробнейшим образом придерживается означенной в предуведомлении дифференции, не уделяя особого внимания некоему «третьему неизвестному», непременно присутствующему в любой системе (дуальный подход по-определению является порочным и искажающим действительность). Третьим неизвестным или межрубежным «ублюдком» является феномен Рокапопса – широкого понятия, выраженного в таких направлениях – пограничных меж попсою и роком – как Pop-Rock, Pop-Punk, Kommerz Punk (гунн.), Soft, Glam и Glitter Rock и Metal, Surf (в его «попсовом» виде с подачи Эврил Лавинь), псевдо-Готика Милен Фармер и, наконец, Rockapop. В русском новом лексиконе последний термин закрепился в форме «рокапопС», подчёркивая тем самым традиционное пренебрежение, восходящее к словечкам «попсня» и «попса». Обвинение в «рокапопсе» хуже, чем обвинение просто в «попсятине», потому что «попсовик» не позицирует себя как рокера (это просто смешно), в отличие от псевдо-рокера, презентующего свой скам именно с позиций рока. Якобы рока…

Надо сказать, что феномен сей недавний. Одним из первых, кто его вообще отметил, был Михаил Борзыкин, лидер легендарной петербургской группы Телевизор с её психоделическим супер-хитом «С вами говорит Те-ле-ви-зор», в одном  из интервью всего пару лет назад. Он же прозорливо отметил исходящую опасность именно со стороны «рокапопса», а вовсе не «попсы», которая, будучи представленной креатурами вроде Кончиты Вюрст, ничего, кроме брезгливой издёвки, вызвать не может. Иное «рокапопс». Этот ублюдок лезет в друзья, выдаёт себя «за своего», аутопрезентуясь  как рокер, будучи таковым лишь внешне (если, например, речь о панк-роке, то подобный ублюдок внешне изображает из себя панка, не будучи ни на йоту революционером духа). Как говорил Ницше: «Если враг не может вызвать в достойном ненависть и навязать вражду, он льстит и пытается затесаться в друзья…», – именно то, что можно было наблюдать по феномену «рокапопса», взявшегося как бы ниоткуда несколько лет назад и сразу в огромных дозах, соизмеримых по масштабу уже и с самой рок-сценой и поп-индустрией, став вполне третьей крупной величиной, в этой экзистенциальной и смертельной битве на руинах (это констатация пост-фактум) Цивилизации…

(То, что называется «псевдо-панком» – этим гумусом отравлено всё и вся, как в Европе, так и в России уже.

А вот как звучит ТруЪ панк-рок, выстраданный, чудовищный…

Экзистенциальная разница несоизмерима: если текст Газона можно записать на туалетной бумаге и подтереться, то текст Danger можно набить на тело от первого до последнего слова…)

*    *    *

То, что рокапопс не имел органически русского происхождения и выводился в некоем «инкубаторе», как гомункул или кадавр, – облика внешне человеческого, но бездушного и чем-то глубоко отвратительно-стерильного, как физиономия американца (americunt’a (лицо-*опа) по выражению остроумных англичан), – специально, очевидно всем, кто имеет какое-либо представление о музыкальной сцене России: «На радио и ТВ», – рассказывается в очерке Романа Антоновского «Русский Рок. Противостояние и Возрождение» (2012), – «был введён формат, в рамках которого не было места для политизированного рок-н-ролла. Одним из главных проводников уничтожения самобытного явления стал Михаил Козырев, создатель «Максимум» и «Нашего радио», двух популярных радиостанций, ориентированных на рок-аудиторию. Будучи программным директором «Нашего радио», Козырев активно стал продвигать в массы так называемый рокапопс, приторный поверхностный мейнстрим, в котором не было ни остроты, ни глубины их предшественников на рок-Олимпе. Флагманами этого аполитичного направления стали Мумий Тролль и Земфира (отличная парочка для подражания русской молодёжи, гомоэротического вида кривляка и мужеподобная лесбиянка), породившие безликую массу бесталанных подражателей.

И весь это мусор на «Нашем радио» перемежался старыми боевиками классического русского рока, впрочем, весьма избирательно. Козырев сознательно отбирал не остросоциальные хиты, но гладкие беззубые песни и активно продвигал второй эшелон русского рока в лице посредственно-покладистых Чайфа или Сплина [групп экзистенциально пустых, отметим]».

В Великорусской Рок-Музыке рокапопс является неким bastardo, неким misslinge, пересёкшим черту оседлости и оказавшимся в области, где быть его не дОлжно, где благополучно процветает великолепие исконных – отнюдь не только русских – перспектив, где песни с «Эрзянь-Мокшонь XV Фестивалесь»

уместней стоекратно, чем некий безродный «ублюдок», затрудняющийся даже отнести себя к какой-либо определённой культуре и – самое преступное – оказывающий разлагающее воздействие на то немногое, что сакрального в современности ещё осталось (на Руси, безусловно, много больше, чем где-либо в Европе). Уместно провести такую аналогию: если попса это откровенная «пятая колонна», враждебная Руси, то «рокапопс» – колона «шестая», Руси чуждая, – в отличие от всех пёстрых культур, существующих на территории России (благодаря великодушию и благородству Русского народа, отметим), – но присутствующая, хотя быть её не дОлжно…

Безусловно, это испытание духовных скреп для Русского культурного поля, к которому, между прочим, относятся и некоторые отдельные личности в странах бывшего СНГ (даже в Таджикистане и Туркмении) и даже дальнего зарубежья, как то можно видеть по феноменальному австрийскому ансамблю Angizia или бесчисленным итальянскими и испанскими стрит и ой! группами левых радикалов (группы Katyusha, Kalashnikov и др.), крайне экспрессивных и совершенно искренних в своём отвращении к диктату Капитала в Европе (подразумевается, что, капитализм суть исключительно англо-саксонский феномен, чуждый и даже враждебный духу Европы). (Не останавливаясь на этой большой и требующей подробного освещения теме, констатируем лишь один показательный момент: Русскому культурному полю в Европе оказываются близки именно католические страны – Польша, Венгрия, Австрия, Испания, Италия, очень слабо также Чехия и Франция (это на 90% атеистические страны, хотя всё ещё считающиеся католическими). Но не лютеранско-евангелические (Гунналяндия (Германия с Нидерландами), Прибалтика, страны Скандинавии, все англосаксы); почему так – тема для отдельного большого рассказа).

*    *    *

Читатель может вопросить: ну хорошо, всё это понятно. Есть серьёзные жанры рок-музыки, – Анджело Бергамини, Эдмунд Шклярский, Dark Folk, Industrial, Apocalyptic Folk (серьёзней жанра трудно вообразить), весь спектр Neofolk, Indie и Avantgarde- музыки, – и вы все такие серьёзные, высокомерные, диссертации по «хфилософии» пишете, перекопали вуйму дюже вумных книжек, и что вы там бормочете в своих текстах-мантрах – ничерта непонятно, но вы прикольные и мимишные, пусть будет и это тоже (и это тоже!). Но почему такая безжалостность к популярному и коммерческому року? Разве нельзя просто в шутку изобразить из себя панка, гота или футуриста?

Нет, нельзя.

Для того, чтобы быть панком, нужно для начала перекопать всего Прудона (введшего эллинский кинический термин «анархия» в современный обиход), знать идеи князя Кропоткина о народном коллективном обществе без партий и власти, быть знакомым с идеями графа Толстого и махатмы Ганди, а также иметь представление об истории анархистского движения в истории (Махновцы, Парижская революция 68-го, Лондонская революция 77-го, Техасский и Аргентинский анархо-синдикализм, движение анархистов-автономов и экологов-примитивистов). Без знания всего этого не может быть и панк-рока, даже подражательного (копирующего форму). Таким же образом, чтобы быть готом, не достаточно пользоваться макияжем (это о деградантах эмо), нужно иметь представление о Готической литературе, живописи, поэтике (Английский готический роман, Брэм Стоукер, Обри Бёрдсли, Оскар Уайльд, Бела Лугоши и Клаус Кински), – всё то, что выражали Bauhaus, Mephisto Walz и Сьюкси с Баньшами. Чтобы играть индастриэл-рок, нужно для начала прочитать «Манифест футуризма» (1909) Маринетти и иметь хоть какое-то вразумительное представление об автократических режимах XX-го века, и лишь затем показываться на глаза, ибо всякого видно насквозь и мгновенно. Даже феминистки не могут открывать свой ротик, не вызубрив от и до потрясающе остроумный «Манифест Общества уничтожения мужчин» (1967) отважной малышки Соланас.

Рок не прощает фальши и лицемерия… Рок симпатизантен безбашенному скинхеду, который в нескольких примитивных выражениях выразил всего себя, но рок высокомерен и глух к клоуну, который паясничает и несёт ахинею, за которую не готов умирать. В Роке каждый отвечает за каждое своё слово – таковы жёсткие правила игры.

За всем, что дерзает ступить на рок-сцену, должен быть Смысл, некий Концепт, некая транседенция, иначе… получается рокапопс – постыдный ублюдок, которого быть не дОлжно. Без почему и не по внешним причинам, а именно из-за отсутствия базиса. Транзит ублюдочен… Сиюминутное разлагает больше, чем прямолинейная конфронтация сторон. И, безусловно, рок-философия базируется на предпочтении хорошей войны нежели дурного мира. Плохо это или хорошо, правильно или нет – другой разговор. Все мы, рокерцы, панковцы и скинхеджи, в конечном итоге сражаемся против дурманящего фатума Кали-Юги, с тех или иных позиций, и наши пророки и герои – Достоевский, Маяковский, Маринетти, князь Кропоткин, мрачные философы и эстеты, поэты-декаденты и сумасшедшие затворники…

Ибо лишь донкихотство, смешное и жалкое в инфернальных глазах одержимых пост-хуманов, даёт ещё какой-то Смысл бытию в этом аду Демиурга, в Железном Веке сатанинских мэрилин-мэнсонов и кончит-вюрст…  – Мы свидетельствуем о сатане, который отрицает своё существование, указуя перстами на это уродство, которого быть не дОлжно, в НАШЕМ мире чистых глаз и отважных сердец, всех народов и рас…

Мы не знаем, чего бы наворотил сумасшедший «дон-кихот» Джелло Байафра, взявший прозвище в честь африканского борца за свободу от вечно назойливых англо-sucks’ов, на посту мэра Сан-Франциско, но зато мы видим, во что деградировала Калифорния под предводительством губернатора Арнольда Шварце – прости господи – неггера…

___________

Ссылки

1) Владимир Доронин, «Рок-культура как современное воплощение традиции героев» (2011)
http://www.dissercat.com/content/rok-kultura-kak-sovremennoe-voploshchenie-traditsii-geroev

2) Роман Антоновский, «Русский Рок. Противостояние и Возрождение» (2012)
http://modus-agendi.org/articles/178

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: