История Русского Рока от Рахманинова до Coldwave

17 Dec

1

Спешим предуведомить читателя, что в этом рассказе вы не встретите набивших оскомину масс-медийных имён. Речь будет идти о достойных личностях и коллективах, – таких, как Алексей Матов, Олег Толстолуцкий, Владимир Волков, Анатолий Беляев, Владимир Болотин, протоиерей Олег Скобля, Анатолий Звонарь, – которые, существуя на периферии масс-медийного внимания, были центральными фигурами Русского Рока, о котором и по сию пору идут дискуссии и кривотолки, ЧТО это есть такое и какое право вообще имеет быть, когда есть кончита вюрст, мэрилин мэнсон и MTV. Можно подумать, у сынов Израиля и дочерей Еревана нет иной заботы, кроме как допрашивать: «а что такое русская душа?», «а почему «чукча» это существительное, а «русский» – прилагательное?», «а почему вы не такие, как все нормальные народы?»… Всё это мы слышали 100500 раз, и нам это не интересно.

Названия коллективов, о которых будет идти речь, вам, скорее всего, ни о чём не скажут или покажутся смутно знакомыми: Друзья Будорагина, ЧернозЁм, Зазеркалье, Нибелунги, Урблуд ДрамадэрЪ, Чёрная Речка, Тоски Неясыть, Polska Radio One, Линия Сужения Дорог, Abbazia di Thelema, МаузерЪ, Закон О Грешниках, Ted Kaczynski, На Выжженной Земле, Собачьи Маски, DRUGиЕ, Энтропия, Тiтло, Странники, Террор, Эшелон, Anenerbe, 4:48, ГневЪ, Сталинград 43, Виселица, Бойня №5…

Кое-кто был знаменит в своё время, но ныне, опять-таки, плотно забыт: Миссия: Антициклон, Матросская Тишина (The Matrosskaya Tishina), Весёлые Картинки, Внезапный Сыч, Система Безопасности (Си.Бе.), Егор и Бомбометатели, Игры, Андрей Мисин, Инна Желанная… Редким исключением является Павел Кашин, которого знают и любят, хотя миру шоу-поп-музыки он никогда не принадлежал, являя собой феномен сродни случаю Фридриха Шиллера – тот экстраординарный случай, когда одарённый человек был знаменит и признан при жизни.

Русский Рок существует и, безусловно, существует Русская Душа, как органическое живое существо, связующее русскую нацию от Калининграда до Владивостока в единый живой организм со своей судьбою и своим видением мира. Вопросов о «немецкой душе» не возникает постольку, поскольку не существует в природе немецкой нации. То, что называют «немцами», есть конгломерат совершенно разных племён, объединённых некогда Аттилой, королём Этцелем гунно-германских полчищ. Как не существует «евразийской души», так нет и немецкой, поскольку немец из Бремена, говорящий на платтдойче, антропологически и культурно чужд немцу из Аугсбурга, говорящему на швабском языке. Душа есть у поляков, у шотландцев, у финнов, у литовцев, даже у румын, поскольку у этих народов есть своя культура, свой фольклор, свои национальные костюмы и живая связь со своей исторической родиной. А где родина немца, если его гаплогруппа R1b ведёт в Узбекистан, а народные костюмы в точности идентичны албанским? Действительно ли так называемые германцы живут на своей земле? Ой-ли?..

Душа нации, душа рода – да, разумеется, именно она творит Русский Рок, вне всяких сомнений. Это объясняет, почему русских в целом заботит и волнует на 90% одно и то же, что немыслимо в Германии (немец из Франкфурта-на-Майне и немец из Франкфурта-на-Одере не могут найти между собой даже формально общий язык). Русская лирика в целом одинакова по всем регионам, а стилистически выделяются, пожалуй, казачьи песни, рок-музыка Петербурга и совершенно особый феномен – Сибирский рок. Тем не менее, феномен Русской Рок-Музыки это единое живое существо, оказывающее, несомненно, большое влияние на всё ментальное поле России, в котором 90% россиян нерусского происхождения чувствуют себя в своей среде, считая русскую культуру если не своей родной, то близкой и не чуждой. Кое-кто, – эрзя, кряшены, эвенки, – связали свою судьбу с судьбой русской нации ещё много сотен и даже тысяч лет назад. Так, сражающийся в Новороссии Арсений Павлов (Моторола) является потомком коми-зырян, защищавших вместе с русскими Ладогу от интервентов ещё 1500 лет назад.

*    *    *

Достаточно легко определить предтечу Русского Рока. По всей видимости, это был Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943), чьи «Вариации на тему Паганини» (1935) представляют собой интересные авангардные опыты с чётко выделенными этюдами по типу «куплет – проигрыш – куплет», характерными для рок-композиции. Яркие, экспрессивные этюды этого цикла, вне сомнений, представляют европейский исток рок-музыки, не имеющий ничего общего с американской, вдохновлённой блюзом и соул негритянских гетто Луизианы 1920-30-х годов (само выражение «рок-н-ролл» обозначает случку американских негров). Не удивительно, что именно Рахманинов вдохновил австрийцев Angizia в их экстраординарных опытах, произведших столь невероятный ажиотаж в 90-х годах.

http://www.youtube.com/watch?v=-P7WzFm4obE

Проникновенные, до крайности экспрессивные, почти душераздирающие, мелодии проекта в точности копируют технику и наработки Рахманинова (вероятно с прямыми заимствованиями), довольно удачно – австрийцам это было легко – передавая дух дореволюционной Русской Усадьбы; а если добавить, что проект дал старт на волне Блэк-Метала, который был не чем иным, как антиамериканской культурной революцией, акт вызвал настоящий фурор.

http://www.youtube.com/watch?v=UmhVsZ_ciGo

__________________

«Русская Трилогия» (на русском, немецком и английском языках) группы Angizia:

Das Tagebuch der Hanna Anikin (1997)
Die Kemenaten Scharlachroter Lichter (1998)
Das Schachbrett des Trommelbuben Zacharias (1999)

Группа Angizia благополучно существует по сей день и переживёт многих.

__________________

К числу предтеч относятся также Георгий Васильевич Свиридов (1915-1988) и Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971), происходивший из знатного полько-белорусского шляхетского рода.

До 1979-го года, когда появилась первая русская рок-группа (это были Пикник Эдмунда Мечиславовича Шклярского), Русская Душа выражала себя в таких прото-роковых жанрах, как революционная песня времён Гражданской войны, песни Великой Отечественной Войны, казачьи песни (появившиеся в основном в годы Гражданской войны), русский романс, нередко звучащий в художественная фильмах, и, конечно, в творчестве бесчисленных ВИА, вокально-инструментальных ансамблей, которые были частью советской эстрады, но кое-кто вполне играл рок. Как, например, ВИА Цветы с их знаменитой песней «Богатырская сила».

http://www.youtube.com/watch?v=ivdy0ekgDpo

В этой композиции Дух Руси звучит настолько мощно, что у группы были неприятности. Песня же, будучи частью живой Русской Души, мгновенно и навсегда стала непременным элементом того, что называется Русским – как Сталинград, как полёт Юрия Гагарина, как автомат Калашникова, как матрёшка и балалайка…

(Уже это показывает, насколько русская нация отличается от немецкого конгломерата. Если спросить немца: «что есть немецкие скрепы?», в ответ скорее всего будет опять какая-нибудь чушь про автобаны и «хорошие машины». Даже позорно известный «Октоберфест» (скотская пьянка в течении месяца) не является общенемецким чем-то, будучи локальным сабантуем баварских гуннов. Если есть что-то общее у всех немцев, столь разных антропологически, культурно и по языку, то это, пожалуй, позор извечных поражений и вечная же вина перед родом людским за все злодеяния германцев со времён их первого правителя Аттилы…)

Всё это бесконечно далеко от того, что пытаются навязать нам как «типичную», якобы рок-музыку, откуда странный культ Янки Дягилевой, чешки по-происхождению, и Александра Башлачёва (от тюрск. клички «Башлач»), совершенно ничего интересного не создавших в рок-музыке, но постулированием которых пытаются навязать, будто бы удел «НАСТОЯЩЕГО русского рокера» – это упиться до делирия и покончить с собой, утопившись или выпрыгнув в окно. Мы так не считаем… Мы полагаем, что кое-кого следует выбрасывать в мусорный бак или хотя бы хорошенько прикладывать коленом в пятак. Нет никаких оснований полагать, будто Русский Рок связан с потреблением алкогольных напитков и склонностью к суициду. (Это справедливо скорее в отношении гуннов с их суицидально-депрессивным darkwave и вечным нытьём о страдальческой доле-долюшке…)

*    *    *

Ввиду крайней редкости документальных свидетельств, затруднительно найти видеоматериалы первых выступлений русских рок-групп. Каким-то чудом сохранилась раритетная запись Екатеринбургского выступления группы Пикник в 1987-м году.

http://www.youtube.com/watch?v=VY-ETAmlUso

В 1988-м году итальянский кинематографист Серджио Пастрелло (Sergio Pastrello) снял фильм о Русском Андерграунде, являющийся ценным документом о буднях Русского Рока тех лет.

http://www.youtube.com/watch?v=C11AeOW8k44

В 1993-м году выходит один из самых экстраординарных альбомов в истории Русского Рока – «Символ Веры» ансамбля Весёлые Картинки, в записи которого принимал участие казачий хор.

http://www.youtube.com/watch?v=j_m8XzTSvzQ

Этот альбом входит в ТОП-10 лучших альбомов в истории Русского Рока.

В том же 1993-м году выходит феноменальный альбом «V.I.P.» (англ. «особое приглашение», здесь: «Только для избранных») Ростовского проекта Матросская Тишина с его бессменным лидером Германом Дижечко, украинцем по национальности. Это был не первый альбом в жанре индастриэл-рока, но первый такого высокого уровня.

http://www.youtube.com/watch?v=vRbW7UPMtGU

Метод преодоления совковости, которая для русских была чем-то вроде вируса, наподобие русофобии современных украинцев, Герман нашёл в англоязычности (с какого-то момента группа представлялась как The Matrosskaya Tishina), но, как выяснилось, это не метод, хотя песни эти – в самом деле – изумительны…

http://www.youtube.com/watch?v=2o21yvFQb40

А в 1994-м году страну потрясает хит «Монро» Магаданской арт-группы Миссия: Антициклон.

http://www.youtube.com/watch?v=lVu5gnhqJXo

Эта песня почти беспрерывно звучала по радио и, действительно, стоила того.

Эти три группы, Весёлые Картинки, Матросская Тишина и Миссия: Антициклон, будучи лучшими русскими группами начала-середины 90-х, как ни поразительно, оказались совершенно забыты к сегодняшним дням, несмотря на невероятно высокий уровень и почти полное отсутствие «совковости». Это был первоклассный во всех отношениях европейский рок, отлично прозвучавший бы в Австрии или Швеции, но, вероятно, не слишком хорошо отражал ментальность русского пространства, поэтому органической частью не стал, в отличие от АукцЫон, каким-то образом срезонировавших, возможно за счёт смешного глума над «совками» («А я старый пионЭр, у-у, много знаю!»…). Это было тонко, кстати и свежо.

Этот год (1994-й) был, вообще, бурный. Программа «А», дававшая свободную площадку в рамках подпроекта «Ad libitum» (здесь: «вживую»), предоставила возможность выступить практически всем гениям Русского Рока, которых было очень, очень много… Сцену освятили своим присутствием (позволим себе именно такое выражение) Андрей Мисин, Инна Желанная, Н.О.М., Апрельский Марш и все-все прочие, кто ныне, увы, забыт или, скорее, просто неизвестен новому поколению, насквозь отравленному западными, неописуемо ублюдочными стилями, многие из которых – emo, emocore, nu-metal – настолько дегенеративны, что способны даже из нормального подростка сделать полнейшего деграданта за какие-нибудь полгода. Для этой цели, собственно, и существует MTV. В США и ЕС такими деградантами являются почти все, по меньшей мере с 1970-го года.

Дальнейшая история Русского Рока (1995-1998 гг., статически до 2001) развивалась настолько бурно, что для описания всего примечательного потребовалось бы лет 10 усердного кропания, а фолиант получился бы размером с талмуд. Скажем вкратце, что это было время самых невероятных, экстра-экстраординарных (так скажем) проектов, когда, распечатывая бандерольку с кассетой, видишь в числе прочих флайер с группой под названием Пх’нглуи Мглв’нафх Ктулху Р’льех Вгах’нагл Фхтагн, и думаешь нечто вроде: о-о… Удивляться приходилось на каждом шагу. Один флайер из Латвии гласил: «Когда откроется, наконец, правда о присутствии на Земле пришельцев, нас перестанут считать сумасшедшими»… Дорого бы можно было бы заплатить за то, чтобы кто-нибудь сейчас отмочил нечто подобное не в виде стёба, а на полном серьёзе. Другой флайер представлял собою не что иное, как ужасающе развороченный пердан – это странный привет из Иваново, города невест, презентующий первую в России гомопедерастическую горграйнд-группу. Сейчас это вызвало бы тупую и предсказумейшую моралфагию, а тогда были мысли типа: «Не, ну это как-то… экстремально». Непонятно, но ахтунг полный. И такое было постоянно. Фашисты, сатанисты, фанатики Лавкрафта, помешанные на инопланетянах латыши, – всё это было так удивительно и экстраординарно…

Любопытно, к слову говоря, что каких-либо конфликтов с украинцами в те годы не только не возникало, но даже сцена считалась общей. Группа, поющая на украинском языке, вызывала только восторги, а украинские фэн-зины (любительские журналы) с восхищением рецензировали альбомы русских групп. Беларусь и Латвия также были частью общей, – не скажем Русской именно, просто общей, – сцены. Отношения эти были скорее дружеские, чем товарищеские, и уж тем более не было даже следов неприязни. После 2001-го года, когда появилась возможность использовать интернет для презентации своего творчества, связи значительно ослабли, а вскоре и исчезли вовсе. Если русский человек, скажем, 10 лет, с 2001-го по 2011-го годы совсем не интересовался этой темой и просто обустраивал свою жизнь, включив интернет в 2011-м, с непередаваемым изумлением читал на форумах какую-то совершенно патологическую дичь о «кацапах» и «москалях». И потребовалась ещё пара лет, чтобы увидеть Майдан и, в общем, «всё понять» об Украине… Но есть в этом «что-то не то», что-то неправильное, поскольку отношения с украинцами в 90-х были совершено отличные. Едва ли можно было встретить хоть какое-то подобие русофобии или просто неприязни со стороны украинцев в работах или в личных письмах, а от русского было немыслимо услышать что-то о «хохлах» и, тем более, «какелах». О Бандере также никто ничего не слышал, хотя, вероятно, его культ процветал на Зап. Украине все эти годы. Другое дело, что Украинская сцена связывалась с такими городами, как Харьков, Днепропетровск, Житомир, Черкассы, Луганск. Кое-что было также из Ужгорода (Закарпатье) и Ивано-Франковска, а эти западные области как раз не русофобские.

*    *    *

После 2001-го года, который был переломным в плане распространения интернета (массово – с 2004-го), пространство Русского Рока, слегка подпорченного доселе разве что навязчивым хламом с экранов ТВ, стало испытывать значительное деструктивное воздействие со стороны новых американских стилей, вроде гранджа и эмо; начали появляться англоязычные группы, которые в 90-х были бы неуместны или воспринимались как экзотика.

На обложках неформальных альбомов стали появляться надписи типа «Никакой электроники!» или «Издано в 100 экземплярах». Огромное число групп прекратили своё существование, а основная часть издаваемого материала была совершенно чуждой духу Руси. Потребовалось время и экстраординарные усилия, чтобы создать новую русскую музыку, новый тип русской музыки, которая не была бы ни с какого бока «совковой» (весь рок советского и пост-советского периода носит клеймо, понятно, «совка») и звучала бы на высочайшем уревне – кстати, выше среднеевропейского – будучи при этом «насквозь» русской. Таковы, например, феномены групп Ploho и Сруб, насколько озадачившие своим тоном и стилем, что потребуется ещё не один год, чтобы что-нибудь «найти против них».

http://www.youtube.com/watch?v=vNyudA-8dyI

http://www.youtube.com/watch?v=tGJdAFHijn4

Пока это неохотно называется Сибирским Coldwave и Русским Неофольком, настолько высокомерным и надменным, что поражает даже самих русских, поскольку никто не ожидал, что прорыв будет на этом направлении: русская рок-музыка всегда представлялась либо лирической романтикой, либо разухабистой экспансикой. Удара с Сибирских рубежей никто, включая самих русских, не ожидал…

Что касается наших многострадальных – не скажем братьев, но друзей – украинцев, то им ещё предстоит создать нечто экстраординарное, избавившись от налёта «совка» и от своей русофобии тоже, которая, если говорить полностью начистоту, является наносной и экзистенциально неправильной. И в этом смысле инициатива Луганской Народной Республики по созданию Рок-Клуба (открытие его запланировано на 17-е января 2015 года) может быть стартовой точкой возрождения в том числе и Украинского Рока, который пока на данном этапе конвульсирует в чём-то совковом, с одной стороны, и ублюдочно-прозападном/русофобском, с другой. Творчество русских и украинских рокеров, за исключением, может быть, «совсем бандерских» областей Тернополя и Лемберга, может и должно быть общим, как это было в 90-х, когда преградой к дружеским контактам была лишь цена на пересылку писем и бандеролей на Украину, ставшей другим государством…

__________________

См. также:

Владимир Доронин, «Рок-культура как современное воплощение традиции героев» (2011)
http://www.dissercat.com/content/rok-kultura-kak-sovremennoe-voploshchenie-traditsii-geroev

Роман Антоновский, «Русский Рок. Противостояние и Возрождение» (2012)
http://modus-agendi.org/articles/178

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: