Прощай, немытая Европа…

13 Ноя

Исторические факты о культуре и нравах Европы XIII-XIX-х веков

До XIX века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда о Европе — она гораздо менее… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В пресловутой «эпохе Возрождения» принципиально ничего не изменилось.

К мытью европейские людишки относись подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало… Иногда сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II).

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и кое-как отмыли этого свинтуса.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что французский король «смердит аки дикий зверь». Что и не мудрено, ведь француз мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей.

Если в ХV-ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII-ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

На чистоту европейцы смотрели с отвращением. Вшей же называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Европейцы были настолько дики, что доктору Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX-го (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна», — пишет д-р Бильц в книге «Новое природное лечение». — «Однако после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть». Но доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние, ибо Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от французских тел и их одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне натуральными — животного происхождения. В Средневековье европейские бабы, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими выделениями, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлекать внимание самцов.

*    *    *

Европейские дикари справляли нужду там, где приспичит. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».

Примерно в XVII-м веке для защиты голов от фекалий в европейскую моду вошли широкополые шляпы. «Галантный» реверанс же изначально имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось на задворках дворца.

То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV-го. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так справляли нужду — и малую, и большую…

Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать европейских баб от блох (!!).

Не имевшие канализации дикие города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо.

В вонючей Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Европейские улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти… Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по немецким улицам, в буквальном смысле залитым экскрементами, было просто невозможно.

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого гоблина редко превышал один метр шестьдесят с небольшим сантиметров. Небритое и немытое лицо обезображено оспой, а под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах и в складках одежды во множестве копошились вши и блохи…

Изо рта же «культурного европейца» воняло так, что от дыхания дохли мухи.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили лагеря европейских полчищ. Ответ пришел очень скоро — по запаху…

*    *    *

Если в раннем Средневековье в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Средние века испанские бабы, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали «красоте»: в Средневековье собачьей мочой европейские бабы обесцвечивали волосы…

Сифилис ХVII-XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. Европейские самцы, дабы показать своим бабам, что они вполне безопасны и ничем постыдным не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду в Европе и Северной Америке.

Благодаря уничтожению кошек, расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего две трети европейской популяции погибло. Появилась новая и необходимая в тех условиях профессия крысолова.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные европейские бабы, чтобы не разводить на себе «зоопарк» из насекомых, носили шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко.

Влюбленные европейские тинейджеры собирали с себя блох и пересаживали на своих вонючих подружек, чтоб кровь смешалась в блошином брюхе…

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином, в Средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые не сыпались с потолка.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно раздавленных клопов…

Средневековые вши активно участвовали в европейской политике. Так в городе Гурденбург (Швеция) вошь обыкновенная (pediculus) была активным участником выборов мэра города. Выборы происходили следующим образом: кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое… Такое только в Швеции возможно.

Медицинские методы оказания помощи в дикой вонючей Европе были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями…

Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Лечение геморроя по-европейски выглядело так: геморроидальные бляшки прижигались раскаленным железом. Если же геморрой был внутренним, то в зад вгонялся раскалённый железный штырь…

Сифилис европейцы лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.

P.S.
Можно сказать, что с тех пор что-то значительно изменилось. Но разве это так? Вот лицо современной Европы: http://www.xpomo.com/ruskolan/europe.htm — Без комментариев…

комментария 2 to “Прощай, немытая Европа…”

Trackbacks/Pingbacks

  1. Барокко, рефлексия о богах | Thelema in Russia - 26 апреля, 2018

    […] Истоки барокко — неоплатонизм и гностика. Это странная рефлексия к чарующей божественности в условиях лютых процессов Священной Инквизиции (упразднена в 1875-м году**), к которой было, мягко говоря, много вопросов***. Если проникнуть в сущность этого явления, можно понять, из какого духовного центра рождалось это удивительное мировоззрение. В мрачном мире религиозных догм Античность виделась в истинно божественном свете, но поскольку боги оставили мир, осталась только чисто материальная идея сумблимации, что выражалось в разного рода гротескных формах. Иначе говоря, барокко — это божественная форма без божественного содержания. Это была Антика без богов и героев, — только антураж, только лишь воспоминанье… Можно сказать и жёстче: барокко — это не что иное, как карго-культ — рефлексия об Античности у диких и грязных людей Средневековья, которые мылись лишь раз в жизни (когда крестились), выплёскивали помои прямо из окон и в буквальном смысле жили в экскрементах. […]

  2. Эдмунд Шклярский: Алхимический гений | Thelema in Russia - 31 января, 2019

    […] ржачное очень: Ницше считал немцев кем угодно, — бескультурными варварами («всюду, куда только ступают немцы, они разрушают […]

Оставьте комментарий